В журнале "ProHighEnd" №3/2012 опубликован обзор CD-проигрывателя T.A.C. С-35 и интегрального усилителя T.A.C. K-35
04.04.2012

Компания T.A.C. (Tube Amp Company) была основана пару десятков лет назад сотрудниками корпорации Sintron. Решающую роль в этом сыграл Джос Дерек, страстный любитель музыки и поклонник лампового звучания. Оформить идею в коммерчески успешный проект ему помог Уве Бартель, ныне управляющий компанией. Поскольку Sintron International владеет производственными мощностями, расположенными в Юго-Восточной Азии, то размещение заказа на проектируемые аппараты в этом регионе позволило значительно снизить производственные издержки. Таким образом, продукция компании могла быть предложена европейскому покупателю по ценам, которые он раньше не мог представить себе даже в мечтах о ламповой технике. А в своей ценовой категории у компонентов T.A.C. просто не было конкурентов. 

 

Время показало правильность такого подхода. Сегодня производители массово (кто — скрывая этот факт, а кто — не видя в этом ничего предосудительного) переносят производство аппаратуры в Поднебесную. Но тогда подобное решение требовало не только определенной смелости и умения смотреть в будущее, но и мастерства сделать этот шаг вовремя. Это и позволило молодой компании ярко засверкать на европейском рынке и закрепиться на нем.

 

Конструкция

 

Проигрыватель компакт-дисков С-35 собран по схеме с центральным расположением лотка загрузчика. В качестве привода используется Philips VAM1202. Стабильность тактовой частоты обеспечивает кварц от Raltron electronics и «обвязка» из микросхем, понижающих его собственную частоту в 384 раза. Проверка привода на качество считывания механически поврежденных дисков показала, что транспорт начинает сбиваться при выпадении 1,5 мм дорожки. За цифро-аналоговое преобразование отвечает конвертер Burr-Brown PCM1732 со встроенным HDCD-декодером. 

 

В схеме CD-проигрывателя используются лампы 12AX7B китайского производства. Две из них установлены с каждой стороны от лотка загрузчика, каждая обслуживает свой канал. Третья лампа установлена внутри корпуса в районе заднего левого угла и используется для выхода на головные телефоны. В свое время компания разработала фирменную схему обеспечения стабильности параметров ламп. За правильный режим их работы отвечают операционные усилители JRC 082D.

 

Хочется заметить, что использование лампы в цепях встроенного выхода на наушники — само по себе редкое явление, так что на факт ее стереорежима, в отличие от линейного выхода, можно обратить внимание, но не более того. Как говорится, от добра добра не ищут. 

 

Стереоусилитель K-35 построен по двухтактной схеме. Входной каскад представлен двумя лампами 12AX7, работающими в качестве драйверов, и одной 12AU7, выполняющей роль фазоинвертора. Исходя из заявленной производителем мощности, можно предположить, что выходные пентоды EL34 задействованы либо в триодном, либо в ультралинейном включении. Судя по количеству проводов в нижней части аппарата — вероятнее первый вариант. В усилителе используется собственная схема регулировки режимов работы ламп, потому ни стрелочных индикаторов режима, ни подстроечных потенциометров вы не найдете, автоматика всё сделает за вас. 

 

На передней панели находятся кнопка включения, светодиодный индикатор прогрева ламп, рукоятка регулятора уровня громкости, попарно расположившиеся справа и слева от него индикаторы входов и «крутилка» селектора, а также приемник ИК-излучения. 

 

Обмотки выходных трансформаторов позволяют подключать акустические системы с сопротивлением 4 и 8 Ом. Меньше — нет, больше — нет смысла, обладатели 6-омных АС сами выберут предпочтительный вариант подключения. 

 

Оба аппарата снабжены пультами ДУ в металлических корпусах, имеют серебристую либо черную отделку и собраны в Китае. 

 

Прослушивание

 

Включаем усилитель и СD-проигрыватель, даем необходимое время для того, чтобы прогрелись лампы, и загружаем диск интереснейшего чикагского трио The Spirit Of Gambo — альбом «Old Italian & Spanish Music». Звуки «старинных» инструментов сплетаются в причудливую полифоническую вязь, замысловатая мелодия подхватывает и переносит нас в эпоху романского Ренессанса. Одна тема сменяет другую, и все это действо подается слитно и слаженно, тягуче-напевно, «вкусно». Ламповая окраска звучания абсолютно незаметна, растворившись в богатой палитре тембров; отчетливо чувствуется камерный характер этой негромкой, но крайне выразительной музыки. Отчасти в этом немалая заслуга Гюнтера Паулера — звукорежиссера Stockfisch Records, великолепного исполнительского мастерства музыкантов, бесспорно — талантов оставшихся в веках, зачастую безвестных авторов, но оказалось на высоте и конечное звено — пара T.A.C. Что немаловажно, усилитель спокойно «раскачивал» любые напольные акустические системы, оказавшиеся в нашем распоряжении. 

 

Великолепно покатилось «Колесо фортуны» под гитару Аллана Тэйлора. Отличное владение инструментом, спокойный и вместе с тем проникновенный вокал, местами переходящий в диалог-разговор по душам, а местами в монолог-исповедь, завораживал, заставляя вновь и вновь прослушивать композицию. И в первую очередь, на мой взгляд, заслуга в этом принадлежит усилителю, ведь именно он отвечает за согласование источника и акустических систем, он же определяет и выбор последних. 

 

Воодушевленный этими успехами, решаю играть «по-жесткому». Загружаем в лоток диск Disturbed. И возникают первые вопросы... 

Вокал Дэвида Дрэймана в меру напорист и агрессивен, но не асоциален. То есть слышно, что он «против», но не покидает ощущение, что все-таки его можно уговорить. Бас-гитара и барабаны, способные порвать на... в данном случае — иллинойский флаг (музыканты — чикагцы), обозначают скорее свое присутствие, нежели желание обнажить зубы. А вот любимые исполнителями подобного толка заставки с пулеметными очередями, разрывами гранат, пролетающими вертолетами и прочими потусторонне-психоделическими эффектами звучат великолепно, раздвигая стены помещения до границ галактики. Но не вертолетом единым... 

 

Классический рок, напротив, этой паре в большинстве случаев, что называется, «по зубам» (с известными оговорками — но, когда мы говорим о ламповом усилителе мощностью в 35 Вт, без оговорок не обойтись). Роковые баллады, джаз-рок, блюз звучат так, словно пара «тридцать пятых» специально создавалась под них. Ни тебе четных консонансных гармоник, ни снижения инструментальной прозрачности, ни «мощности» в 10-20 Вт. И, тем не менее, усилитель Т.А.С. К-35 предъявляет свои требования к осознанному выбору акустических систем. Будут ли это напольные АС с высокой чувствительностью или полочные мониторы — зависит от музыкальных предпочтений будущего обладателя: так или иначе, выбор достаточно широк. Впрочем, человек, выбирающий в качестве своей будущей системы ламповую «связку», как правило, уже знаком с основными подводными камнями. Так сказать, аверса без реверса еще не придумали, несмотря на то, что взглянуть на обратную сторону луны большинству из нас до сих пор можно только либо в Интернете, либо на буклете Pink Floyd (на последнем, правда, деталей не разглядеть). 

 

Прослушивание «аудиофильских» записей (иногда бывает крайне полезно) позволило прояснить способность компонентов T.A.C. прорисовке звукового объема. Про него можно сказать кратко: глубина и ширина сцены обусловлены качеством записи и способностью подсоединенных АС воспроизвести этот объем. При каждой замене акустических систем он менялся тем или иным образом. И понятно, что в конечном счете изменится вновь — под влиянием акустики помещения, в котором будет установлена система, — но свой вклад в общую картину аппараты отрабатывают по полной. 

 

Ну и на десерт... Можно по-разному относиться к электронной музыке, но то, что этот пласт музыкальной культуры имеет огромную армию поклонников, вряд ли можно оспаривать. Не являясь приверженцем, тем не менее каждый раз хочу снять шляпу перед Крэйгом Армстронгом (композитором классической музыки!) за его великолепный изящный «Ball» (да и за весь саундтрек к кинофильму «Планкет и Маклейн»), где в пульсирующем ритме смешались готика и электронные сэмплы. Многократно прослушав эту композицию на самых разных комплектах, могу сказать, что «испытуемые» со своей задачей вполне справились. Здесь и безысходность «Зимы» Вивальди, и неотвратимость выбранного пути, и нарастающее изнутри напряжение, и надежда выйти победителем из гонки по кругу. 

 

Вывод

 

Сочетание CD-проигрывателя Т.А.С. С-35 и усилителя Т.А.С. К-35 — классическая ламповая «связка», с присущими всем ламповым аппаратам плюсами и особенностями. Соотношение цены и качества изначально способно перевесить чашу весов в сторону заранее предопределенного выбора. Но было бы ошибкой оценивать эти аппараты только с позиции пухлости кошелька. Это тот, не часто встречающийся случай, когда, несмотря на цену, качество не страдает ни на йоту. Великолепное звучание вкупе с простотой эксплуатации может стать залогом долгого «романа» с любимыми музыкальными произведениями, когда ничто не будет стоять между вами и любимыми исполнителями. А компоненты T.A.C., даря всю полноту наслаждения музыкой, скромно уйдут в тень, неярко подсвечивая темноту комнаты своими лампами.

 

Владислав Чермошенцев

 

 Скачать pdf